Статистика |
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
Концепция безопасности коммерческого банка
К объектам, подлежащим защите от потенциальных угроз и противоправных посягательств, относятся: - персонал банка (руководящие работники, производственный персонал, имеющий непосредственный доступ к финансам, валюте, ценностям, хранилищам, осведомленные в сведениях, составляющих банковскую и коммерческую тайну, работники внешнеэкономических служб и другие; - Финансовые средства, валюта, драгоценности; - Информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие служебную и коммерческую тайну, а также иная конфиденциальная информация на бумажной, магнитной, оптической основе, информационные массивы и базы данных, программное обеспечение, информативные физические поля различного характера; - Средства и системы информатизации (автоматизированные системы и вычислительные сети различного уровня и назначения, линии телеграфной, телефонной, факсимильной, радио- и космической связи, технические средства передачи информации, средства размножения и отображения информации, вспомогательные технические средства и системы); - Материальные средства (здания, сооружения, хранилища, техническое оборудование, транспорт и иные средства); - Технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.
Все объекты, в отношении которых могут быть осуществлены угрозы безопасности или противоправные посягательства, имеют различную потенциальную уязвимость с точки зрения возможного материального или морального ущерба. Исходя из этого они должны быть классифицированы по уровням уязвимости (опасности), степени риска.
Наибольшую уязвимость представляют финансовые и валютные средства, особенно в процессе транспортировки, информационные ресурсы и некоторые категории персонала.
Разобравшись с субъектами и объектами, перейдем непосредственно к угрозам безопасности. В процессе выявления, анализа и прогнозирования потенциальных угроз интересам банка необходимо учитывать объективно существующие внешние и внутренние условия, влияющие на их опасность. Таковыми являются: - нестабильная политическая, социально-экономическая обстановка и обострение криминогенной ситуации; - невыполнение законодательных актов, правовой нигилизм, отсутствие ряда законов по жизненно важным вопросам; - снижение моральной, психологической и производственной ответственности граждан. - отсутствие грамотных специалистов в области безопасности.
Рассмотрим немного подробнее наиболее уязвимые категории Что угрожает персонала и сотрудникам банка? - похищения и угрозы похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников; - убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками; - психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство; - нападение с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.
Преступные посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде: - взрывов; - обстрелов из огнестрельного оружия; - минирования, в том числе с применением дистанционного управления; - поджогов; - нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования; - повреждения входных дверей, решеток, ограждений, витрин, мебели, а также транспортных средств личных и служебных; - технологические аварии, пожары, стихийные бедствия и т.п.
Угрозы финансовым ресурсам проявляются в виде: - невозврата кредитных ссуд; - мошенничества со счетами и вкладами; - подложных платежных документов и пластиковых карт; - хищения финансовых средств из касс и инкассаторских машин. - резкого изменения экономической ситуации в стране (экономические кризисы) - банкротства деловых партнеров банка
Угрозы информационным ресурсам проявляются в виде: - разглашения конфиденциальной информации; - утечки конфиденциальной информации через технические средства обеспечения производственной деятельности различного характера и исполнения; - несанкционированного доступа к охраняемым сведениям со стороны конкурентных организаций и преступных формирований. - уничтожение или порча носителей стратегически важной информации вследствие злонамеренных действий или несчастных случаев - ведение "информационной войны" против банка наносящий существенный ущерб его деловой репутации
Каким же образом можно защититься от этих угроз? Обобщая и анализируя можно выделить следующие основные составляющие проблемы безопасности: 1) Правовая защита. 2) Организационная защита. 3) Инженерно-техническая защита. 4) Страховая защита
Кто будет осуществлять защиту банка? К сожалению правоохранительные органы не в силах обеспечить должный уровень защиты. Привлечение же частных охранных агентств нежелательно, так как они могут получить доступ к конфиденциальной информации банка. Поэтому целесообразно создание собственной службы безопасности, которая будет решать необходимые вопросы. В соответсвии с положением N 323 от 20 мая 1992 г. "Об организации охраны имущества предприятий, учреждений, организаций и граждан, обеспечении их личной безопасности" предприятие вправе создать собственную службу охраны, задачей которой является обеспечение сохранности имущества и ценностей, а также, по желанию граждан, их личной безопасности. Но в последсвии Постановление Правительства РМ N 115 от 2 февраля 1999 года это положение признано утратившим силу а, вместо него, c 1 марта 1999 г. было введено в действие Положение о Службе государственной охраны.
Схожее положение мы находим и в законе о Коммерческой тайне от 6 июля 1994: Статья 9. Специализированные подразделения по охране коммерческой тайны (1) Для обеспечения защиты коммерческой тайны на крупных хозяйствующих субъектах, могут создаваться специальные режимно-секретные подразделения, функции и полномочия которых отражаются в соответствующих инструкциях, положениях, приказах. (2) Правоохранительные и иные государственные органы оказывают содействие режимно-секретным подразделениям хозяйствующих субъектов в выполнении возложенных на них функций.
Во всем мире службы безопасности банков являются наиболее профессиональными и технически оснащенными. Некоторые из них по своему уровню способны конкурировать с государственными службами. У нас складывается несколько иная ситуация. Показательным в этом плане является следующие результаты. При сравнении объема финансирования служб безопасности стран западной Европы и СНГ. Первые расходуют от 15 до 25% годовой прибыли. Анализ средств расходуемых на содержание служб безопасности коммерческими фирмами СНГ показывает, что многие из них тратят менее 1 % от годовой прибыли. В некоторых банках службы безопасности как самостоятельное подразделение вообще отсутствуют. В лучшем случае обеспечением безопасности занимаются ответственные заместители руководителя и нанимаемые охранные структуры МВД или частных агентств. При обеспечении безопасности основное внимание уделяется охране материально-финансовых ресурсов и практически не ведется работы по охране информационных ресурсов. В то же время как считают западные специалисты, утечка 20% коммерческой информации в 60 случаях из 100 приводит к банкротству фирмы. Ни одна даже преуспевающая фирма США не просуществует более трех суток, если ее информация, составляющая коммерческую тайну, станет известной. Таким образом, экономическая и информационная безопасность банка тесно взаимосвязаны. Кроме того службы безопасности различных банков не взаимодействуют друг с другом либо это происходит на уровне личных контактов. Необходимость в пересмотре концепции защиты назрела уже давно и поэтому важно как можно быстрее принимать меры, ведь как говорили древние Non progredi est regredi лат. (не идти вперед, значит идти назад).
|
Категория: Мои статьи | Добавил: service-safety (05.02.2009)
|
Просмотров: 1107
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|