Измени отношение к вещам,которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. Марк Аврелий

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [357]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПСИХОЭКЛОГИЯ
Наконец, для общения с особями своего вида имелся богатый комплекс сигналов, аналогичный таковому у других видов животных (феромоны, аттрактанты, вокализации, лозные реакции).
Все живое оставляет следы, анализируя которые, другое живое может что-то узнать, затем убежать или преследовать и съесть того, кто оставил следы. Следы жизнедеятельности всегда материально эквивалентны индивидуальным признакам того, кто их оставил, и все более индивидуальны по мере высоты расположения на эволюционном древе. Однако лишь человек кроме этих следов оставляет принципиально иные следы, в известном нам мире присущие исключительно человеку. Считают, что муравей находит дорогу к муравейнику по запаховым феромонам, оставленным другими муравьями, а голуби ориентируются по геомагнитным признакам. Умная домашняя собака может продемонстрировать поведение, явно показывающее человеку необходимость что-либо сделать. Зоопсихологи знают, что все животные обладают сложными средствами общения, включая отставленные по времени и пространству знаки, например, пометки на деревьях.
Это психологи знают, что у животных можно выработать условные реакции, когда за счет временного совпадения незначимого сигнала (например, вспышки света), и значимого (например, кормления), вспышка света приобретает для обученного животного смысл и становится исключительным признаком предстоящего кормления.
Высшие животные располагают развитой психикой и имеют, как стыдливо говорят некоторые исследователи, «элементы рассудочной деятельности». У моей собаки никогда не вырабатывали условных рефлексов, но когда в ее миске кончилась вода, а занятый писанием умных книг хозяин не обращает на верного друга внимания, — что оставалось делать? Миска была принесена в зубах и с грохотом и укоризной брякнута об пол. Все это может и человек.
Он, как и другое животное, может научиться различать слова, в том числе не произнесенные, а написанные. В чем же разница?
В количестве, перешедшем в качество. Муравей строит муравейник, птица строит гнездо, человек строит дом. Лев пожирает лань, удав заглатывает кролика, человек убивает человека.
Однако случаев каннибализма все меньше, а массовые убийства людей (войны) все менее вызваны необходимостью завоевания жизненного пространства или имущества врага. Иначе говоря, биологический мотив убийства человека человеком давно стал атавизмом. Человек питается куда менее опасными животными.
Однако и индивидуальные убийства, и войны все еще происходят.
Но по иным, чем у других животных, причинам. Количество элементов психики человека, эквивалентных признакам внешнего мира, столь велико, что на стене пещеры возникает наскальная графика, а грубая схема охотничьего копья со временем преобразуется в стрелку, указывающую направление движения к зарытому кладу.
Возникает символ. Символ — это информация. Материя символа — это любой произвольный сигнал, доступный органам чувств и имеющий любую физическую природу — запах, образ, звук, вкус, тактильное ощущение. Информация символа — это то значение, которое уже имеется в психике восприемника или тут же ему присваивается. Сам по себе физический носитель символа может быть организован так, что количество информации символа можно измерить, например, в битах. Однако лишь приблизительно можно оценить значимость символа, поскольку неизвестно, какое количество ассоциативных связей включается при обработке воспринятого символа. Компьютерный файл одной и той же длины может содержать признание в любви или случайным образом перемешанные буквы из этого признания, т.е. физическое количество информации в обоих случаях будет одинаковым; При восприятии бессмысленного файла его значимость для всех людей будет одинаковой и близкой к нулю. При прочтении признания в любви — для большинства эта значимость будет малой, для злодея, читающего чужую электронную почту — побольше, а для тех, кто писал и кому предназначено признание в любви - значимость будет очень большой.
Вот и получается, что физическая характеристика количества информации символа никак не сопряжена с семантической характеристикой, т.е. значимостью символа для конкретного субъекта.
Значимость символа является семантической мерой количества информации символа при его восприятии и последующей обработке в психике. Как измерять эту информацию — любезный читатель узнает из этой книги. Значимость символа можно описывать также как его смысл.
Человек сохранил четыре основных жизненных потребности животного, но в социуме их удовлетворение приобрело иерархию надстроек. Пасторальные идиллии о том, что человек живет своим трудом, очень условны. Это у других хищников — сколько убил, столько и съел. Притча о том, что посеял, то и пожнешь, относится уже не к самой работе по добыче пищи, а к общественным эквивалентам этой работы, т.е. к символам, выражающим ее значимость. Наиболее общим таким эквивалентом являются деньги.
Деньги — трава, т.е. бумага с тем или иным количеством цифр на ней, условность. Но чем больше нулей, тем больше значимость этой бумаги для большинства людей.
Одно и то же слово, произнесенное с разными интонациями или в разном контексте, имеет совершенно различный смысл. Даже в условиях тоталитарного государства, воинской службы или тоталитарной секты императивный символ (приказ) имеет различный смысл для разных людей. И даже у одного человека хорошо выработанные условные рефлексы, например, высоко значимые семантические конструкции (идеи), могут быть разрушены конкуренцией других семантических символов, например, денег.
Случаи, когда человек устойчиво и непреклонно руководствуется в своем поведении какой-либо идеей и не отрекается от нее даже под угрозой физического насилия и разрушения, или жертвует собой ради этой идеи (каковой может являться счастье других особей своего рода), относятся к области духовного подвига и для всех являются благородным примером подражания, хотя иногда и подавляемого более низкими инстинктами, оставшимися от других животных.
Молва иногда докладывает о случаях самопожертвования и исключительной преданности у животных (например, смерть сочувствия у лебедей), однако за отсутствием достаточной символьной системы передачи информации между человеком и другими животными нельзя исключить, что механизмы и причины такого поведения совсем не таковы, как мы думаем.
Тем не менее, количество семантических эквивалентов деятельности человека, выраженное, например, через язык и письменность, существенно выделяет человека из животного мира, хотя на две трети и он остается мясом.
Наступило время, когда давно существующие противоречия между духовной и плотской сущностями человека переходят в фазу революционной борьбы. «Вы стремитесь объяснять с помощью Бога все непонятное. И все тайны Вселенной для вас объясняются Богом, все загадки, бросающие вызов нашему разуму. Это так просто; отключить собственный разум и твердить: все сотворил Господь» (Карл Саган); С появлением эффективных быстрых коммуникаций, средств массовой информации и компьютерных технологий информационная сущность человека начинает доминировать над его животной сущностью. Вызов нашему разуму — познание самих себя — теперь может быть принят.
Человек как информационное существо живет в информационном мире, и именно эту часть бытия изучает психоэкология. Наша первая в мире Кафедра психоэкологии была создана в Российском университете дружбы народов в 1997 году благодаря колоссальной научной поддержке многих других умнейших людей.
В Лаборатории психокоррекции Московской медицинской академии, где в конце 70-х годов прошлого века возникла психоэкология (наша первая заявка на открытие «Свойство высших организмов к дистантным взаимодействиям» датирована 1979 г.).
Субстратом психоэкологии, то есть областью ее интересов, являются взаимоотношения и взаимовлияния человека как информационного существа и информационной среды его обитания.
Отличие человека от других животных состоит в исключительно развитой системе знакового общения. Прежде чем появились философия, религия, математика, — возникла наскальная живопись. Появился знак, выраженный техническими средствами, который побуждал в психике другого индивида соответствующий образ или инициировал соответствующее поведение. Резкий скачок цивилизации произошел появлением алфавитов, следующий скачок — с появлением всемирных телекоммуникаций и средств массовой информации. Современный человек живет в колоссальном информационном мире, уже не в полной мере контролируя потоки действующей на него информации.
Субстрат психоэкологии разделяется на две сферы.
Первая касается личности конкретного человека, связана с информационным исследованием этой личности, решением ее проблем и болезней, и относится обычно к областям медицины, психоанализа, психологии.
Вторая сфера преимущественно социальна — она связана с воздействием на людей потоков массовой информации и входит в область национальной безопасности.
Из дальнейшего мы увидим, что, как ни странно,
— во-первых, психику очень трудно повредить намеренно;
— во-вторых, психику очень легко повредить намеренно.
В жизни каждого человека бывают события, которые оставляют неизгладимый след в его душе. Тем не менее, психика, являясь процессом, а не континуумом, в силу своей многомерности чрезвычайно устойчива к действию любого нового стимула и тем более устойчива, чем больше в ней накопилось психосемантических элементов (про бывалого человека говорят: «его вряд ли можно удивить чем-нибудь»). У взрослых особей импринтинг в естественных условиях невозможен. Поэтому никакое однократное информационное воздействие не повреждает психики.
С другой стороны, если свобода воли у человека всегда ограничена рамками сознания, то, минуя его, например, во сне, можно ввести информацию, которая никогда добровольно не была бы принята человеком, и тем самым навредить.

Современный человек живет, а среде неконтролируемых информационных потоков, от которых почти невозможно защититься. Неуправляемые средства массовой информации при отсутствии нравственной цензуры слишком смакуют сцены насилия, сопровождая их циничными комментариями и гнусными подробностями. Это приводит не только к появлению страха и росту социальной агрессии, но и к допустимости преступления.
Неограниченные меркантильные (рекламные) вливания создают слишком много степеней свободы выбора. А ведь их количество уже давно превышает оптимально разумное.
Широкий доступ в средства массовой информации разнообразных сектантов-проповедников (количество зарегистрированных квазирелигиозных организаций в России в 1998 г. превысило 8000), лукавых политиков, лихих экстрасенсов, ловких концессионеров, порнографов — все это делает человека растерянным и озлобляет.
Такое во всем мире сейчас происходит. На моей родине это страшновато — русский народ пока не имеет достаточного иммунитета от неконтролируемых информационных потоков. Архиепископ Лука считал: «Основатели русских сект почти все сплошь были людьми невежественными — это были крестьяне, ремесленники, дворники» (Архиепископ Лука. Сила Моя в немощи совершается. М.:2001, с. 112). С тех пор прошло более полувека. Теперь не так.
Эти не нами контролируемые информационные потоки влияют, как любое знание, изменяя психику, и это естественно. «Если по телевизору будут по всем каналам показывать ток-шоу, посвященные мастурбации, проституции, эрекции и прочим простым радостям бытия, то очень скоро люди окончательно сойдут с ума. О каком-нибудь Чикатило сегодня написано уже, вероятно, больше, чем о Федоре Михайловиче Достоевским. Спроси любого школьника, кто такие Солоник и Япончик, он тебе без запинки расскажет. А попробуй спросить, кто такие Врубель Левитан, Кустодиев и чем они друг от друга отличаются, в ответ сегодняшний подросток в лучшем случае пожмет плечами, а скорее всего покрутит пальцем у виска» {П.Дашкова). Но это не оптимально, поскольку происходит фиксация личностных интересов либо на бытовой сфере низменных инстинктов от женских прокладок и накачивания мышцдо продуктов питания и низкопробных видеоклипов, либо на высшей нравственной сфере от девальвации государственных и национальных ценностей до глумливого навязывания ценностей религиозных и сектантских. Национальная безопасность нашей Родины сейчас определяется не политическими, военными или экономическими паритетами, а устойчивостью национального менталитета — здоровьем нации.
Здоровье нации является абсолютным приоритетом в связи с резким ухудшением демографической обстановки в стране. Общее снижение уровня психического и физического здоровья населения, особенно в годы, последовавшие за развалом СССР, достигло небывалого в истории Родины уровня.
Исключительная живучесть русского народа, безусловно, позволит сохранить основы генофонда и не допустить окончательной дегенерации населения и рассеяния его останков среди более активных народов.
Однако этот процесс без мер психоэкологического характера будет случайным и непредсказуемо растянутым в историческом времени, как до сих пор и происходило. В течение всего этого времени вялотекущий процесс передачи генов от поколения к поколению сопровождался и будет сопровождаться постоянной утечкой лучших мозгов и мышц либо реализацией их носителей исключительно в коммерческой, бюрократической или криминальной областях, что ни в коей степени не способствует здоровью нации.
1. В соответствии с определением Всемирной организации
здравоохранения здоровьем является состояние душевного, физического и материального благополучия.
Применительно к людям, населяющим современную Россию, совокупно эти три признака отсутствуют.
2. Классическим определением нации является самоопределение каждого человека в своей принадлежности к единой системе нравственных ценностей, в меньшей степени — к единой системе территориально-материальных ценностей, в еще меньшей степени — к единой государственной системе.
Применительно к людям, населяющим современную Россию, совокупно эти три признака отсутствуют.
В соответствии с этими двумя тезисами любое благое бюрократическое начинание, не основанное на серьезном научном фундаменте, является бессмысленным.
Технократическая цивилизация достигла своего апогея в виде принципиально новой для человечества возможности массовых неконтролируемых информационных взаимодействий через Интернет, телекоммуникации и средства массовой информации. Близится эра духовного развития человека.' Предвестником скачкообразного возрастания духовного могущества человека являются компьютерные психотехнологии -средства прямого доступа в семантическую память. Приоритет в этой области принадлежит нашей стране.
Ядерная дубина, золотые галуны, лампасы и высокие тульи пока еще имеют значение для самых отсталых в духовном смысле стран, например, USA или Ирак. Наиболее развитые страны предпочитают информационное оружие, для которого отныне не существует границ.
Информационное оружие — это, прежде всего, системы идей. Наличие общей для народа системы идей, то есть нравственных представлений, в которых не сомневается подавляющее большинство народа, делает этот народ нацией.
Идеи, основанные только на религиозных допущениях и/или деспотических условностях (Кецалькоатль, Чингизхан, Зевс, Христос, Ахурамазда, Аллах, Гитлер, Будда, Сталин, Озирис и мн.др.), как бы ни были очаровательны их ритуалы или мышечные завоевания, уже недостаточны для человечества.
Идеи, основанные на деньгах, например, «американская мечта», очень маловременны и всегда приводят к нравственному тупику. Американский народ, как бы усердно ни надувал бицепсы и ни величал себя нацией, таковой вовсе не является.
История показала, что наиболее устойчивы в -веках, смутах, войнах и потрясениях только те национальные идеи, которые содержат рациональное зерно, доступное логическому анализу. Несомненными и полярными примерами являются рациональные зерна иудаизма (идея не персонифицированного бога) и синтоизма (особенно его самурайский дериват — бусидо).
Насильственное крещение Руси, принудительная петровская европеизация, татарское иго, обманно-рабское пьяное принятие совершенно нагло лживых идей всеобщего равенства, многочисленные смуты и войны лишь слегка поколебали ментальную структуру спящего русского медведя. С позором проигранная последняя война и утрата всех территориально-силовых и идеологических завоеваний на самом деле ничего не меняют.
Ленивый русский ум только потому и ленив и снисходителен к чужим идеям, что базовый нравственный инстинкт, в буквальном смысле — божественное начало, Дух святой, - прямо определяет сиюминутность, условность и ничтожную преходящую ценность этих идей.
На самом деле жадная пытливость русских в поиске Идеи проявляется, например, в том, что количество официально зарегистрированных конфессиональных, квазирелигиозных, сектантских и политических организаций в нынешней России чудовищно. Христианство, возникшее из более древней иудейской секты ессеев, в его православно-варварском варианте наиболее привлекательно для русских только потому, что содержит представление о подвиге во имя идеи. Однако, несмотря на большую привлекательность обрядовой стороны православия, оно не содержит достаточно значимого рационального зерна и медленно умирает.
Что касается действия на русского мужика универсального эквивалента человеческой значимости — денег, — даже в большом богатстве ему скучно. Серьезным стимулом для активной жизни России деньги быть не могут.
1. Русские приемлют любые религии и не нуждаются ни в одной из них.
2. Русские снисходительны к любым проявлениям человеческой значимости — большим мышцам, громкому голосу или зеленым бумажкам — и не нуждаются ни в каких из них.
Следовательно, какие бы то ни было логические построения в отношении здоровья нации, если они заранее не ограничиваются стандартным уровнем бюрократического бумаготворения, могут быть основаны на двух принципах.
Во-первых, это не раз проверенный подход к увеличению общедоступности спортивных занятий и пропаганде здорового образа жизни, причем образ есть, а жизни нет из-за слабости нравственного начала. Этот принцип оправдан в соответствии с поговоркой «в здоровом теле — здоровый дух». Применим ко всем простым народам в целях выращивания мышечной массы для пушечного мяса или рабочей силы. Во все времена приводит к стагнации народа и вырождению любой национальной идеи (последний пример — фашистская Германия). В наше время наиболее активно осуществляется в USA.
Во-вторых, обратный принцип: сначала здоровый дух, а мясо нарастет. Здесь работает соревновательный мотив достижения цели по типу гиперкомпенсации («я сделал это», «я лучше», «я умнее», «я сильнее»). Этот принцип всегда эффективен по отношению к спортивным, интеллектуальным или иным достижениям отдельной личности. Применительно к большим массам народа этот принцип работает только тогда, когда эти массы самоопределяют себя как нацию. Иными словами, руководствуются общей для всех системой идей, включающей лаконичную и ясную цель общего существования. Последняя попытка такого рода — создание новой исторической общности (советского народа) — провалилась из-за отсутствия в предлагаемой системе идей рационального зерна.
В условиях современной России никакие спортивные достижения отдельно взятых русских людей ни к чему, кроме временного возрастания потребления пива, не приводят. Народ безмолвствуетет.
Необходимо разработать национальную идею, внедрить ее в трудящиеся массы, сформулировать четко поставленную историческую цель существования многих народов в составе русской нации, обеспечить позитивную контрпропаганду тупому наращиванию мышечной массы на тренажерах за счет пропаганды соревновательных общедоступных видов спорта. Это и есть здоровье нации.
Основное содержание человека как информационного существа недоступно его сознанию. Оно относится к области бессознательного.
Именно стойкость национального менталитета («Здесь русский дух, здесь Русью пахнет») делает наш народ устойчивым во времени цивилизационного процесса при наличии общей доминирующей идеи (если она есть).
В смутные времена, когда общая для всего народа идея отсутствует, колоссальное влияние приобретают случайные и злонамеренные информационные посылки, особенно внедряющиеся в умы через средства массовой информации.
Частично они могут быть контролируемы (например, запрет порнографии или рекламы табака). В основном некорректная или злонамеренная компоновка аудио-видеоматериалов и печатной продукции при отсутствии цензуры имеет фатальное значение для психических процессов.
Все это подтверждает достаточно тривиальное положение о том, что для психики питательным субстратом является информация. Следовательно, национальная безопасность России не исчерпывается танками у границ и количеством зерна и бетона на душу населения, а состоит в наличии одной доминирующей идеи, которая делает нас русскими, т.е. отдельной нацией, а не народом. Суть любой идеи и ее физический субстрат — информация (семантика)'
Американцам без году неделя на древе эволюции, но считают себя нацией. Мы, русские — все еще народ, население, лица, граждане. «Американцы непохожи на нас. Они думают не так, как мы. У них другая религия. В американской жизни процветает насилие, и в то же самое время они предпочитают правосудие. Они испытывают уважение к тем, кто сумели разбогатеть, однако корни их культуры уходят в идеалы» (Том Клэнси).
Национальная безопасность России определяется единой прочной идеей, присутствующей в сознании и подсознании каждого русского («беззаветно преданный делу...»).
Информационные семантические факторы являются значительно более сильным оружием массового поражения, чем ядерная бомба.
Стратегия и тактика информационной войны. В чем они?
«Вначале было слово». Информационная война использует оружие массового поражения, единственным действующим началом которого является семантический фактор» Он и обеспечивает господство в информационном мире.
Семантические факторы (психические эквиваленты семантических стимулов — слов, образов, запахов, представлений и пр.) и механизмы формирования связей между ними изучают в специальной науке, известной у русских психологов как психосемантика.
Семантический фактор — любая информация, воспринимаемая преимущественно через органы чувств, которая имеет в психике ассоциаты. Любая взрослая особь любую воспринятую информацию автоматически ассоциирует (сопоставляет и сравнивает на максимальное подобие) с психосемантическими элементами, накопленными в опыте предыдущей жизни и составляющими семантическую память. Результат этого очень быстрого когнитивного процесса передается в активное сознание (осознается).
Если приобретенный опыт невелик, например, у ребенка, то семантический фактор может не иметь психосемантических ассоциатов. В этом случае любая воспринятая информация становится психосемантическим ядром, предоставляющим ассоциаты для всех последующих семантических факторов. Так происходит импринтинг — мгновенное запечатление однажды воспринятой информации. Импринтинг является формообразующим фактором для формирования личности человека. У взрослой особи в естественных условиях импринтинг крайне маловероятен—для этого должна быть предъявлена информация, которая по каким либо признакам не сопоставима с имеющимися психосемантическими матрицами (абсолютна нова). В искусственны» условиях, например, с медицинским целями это производят (И.В.Смирнов и др., Психотехнологии. М.гПрогресс, 1995), а также производят в научном мире при исследовании поведения.
Когда результат когнитивного процесса восприятия, распознавания, ассоциирования отпадает в доступную пользователю зону — сознание, — происходит завершение когнитивного процесса путем принятия решения и реализации этого решения в поведении (вегетативном или моторном).
У большинства животных принятие решения и соответствующее поведение происходят на уровне сохранения гомеостаза для достижения единственной цели — сохранения генокода во времени. Мы, люди, в этом случае говорим об инстинктивном поведении. Признаки рассудочной деятельности слабо заметны только у высших млекопитающих.
У человека достижение этой же единственной цели — сохранение своего организма и передача половых клеток для следующего поколения — серьезно осложнено значительной гипертрофией зоны, доступной пользователю.
Наличие второй сигнальной системы как системы неоднозначных символов значительно увеличивает количество психосемантических асссциатов и в сознание попадает не однозначный результат «стимул — реакция» подобно фототаксису у амебы, а сложная конструкция «стимул — множество возможных реакций».
Например, большинство животных при недостатке калорий, испытывая голод, будет отталкивать соседних особей от кормушки. В отличие от них человек предпочтет поделиться с другими особями своего вида и даже накормит свою собаку. За счет значительно большего количества психосемантических ассоциатов сильно развивается такая функция психики, как антиципация (предвосхищение события, прогноз). Прогноз приводит к отказу от решения любой ценой набить брюхо, поскольку перспектива оказаться в одиночестве для человека значительно страшнее, чем умереть от голода. Поэтому случаи каннибализма (поедания подобных себе) среди людей довольно но редки, тогда как, например, крысы в железной бочке обязательно поедают друг друга, пока не остается одна особь -— крысиный король.
Любая человеческая особь, таким образом, сильно отличается от других особей животного мира очень развитыми высшими психическими функциями. Все эти функции являются социально зависимыми, т.е. определяются другими особями своего вида и в бытовом языке соответствуют представлениям о нравственности, идеях, религии, правилах хорошего тона, законах, искусстве, науке, технологиях. Социальные функции психики непосредствен -но уже никак не влияют на достижение основной целим- сохранение и передачу генокода во времени.
Социальные функции психики сугубо информационны и основаны на высокоразвитой символьной системе семантических факторов (вторая сигнальная система).
Деньги как универсальный эквивалент человеческой значимости сами по себе ничего не значат для достижения поставленной цели — сохраняемости гомеостаза и производства потомства, поскольку не являются продуктом питания, оружием или средством защиты. Однако как универсальный символ значимости человека, его могущества, деньги давно и успешно заменяют клыки и мышечную мощь.
В человеческом обществе, как и в крысином, есть лидеры (доминанты) и население (субдоминанты). У лабораторных крыс лидер выделяется за счет успехов в зоосоциальных агрессиях благодаря быстрой реакции, мышечной мощи и высокому энергообмену. Субдоминанты ведут себя подчиненно по отношению к лидеру: уступают еду, самок и теплые места. На уровне этих приматов уже сильно заметны зоосоциальные компоненты поведения: лидеру не всегда нужно грызть субдоминанта, чтобы поставить его на место, достаточно принять угрожающую позу, т.е. воздействовать символом возможной агрессии.
Князья мира сего (доминанты среди людей) — падишахи, президенты и олигархи, цеховики - демонстрируют разнообразные атрибуты своего могущества и превосходства. Деньги, звезды на погонах, красивые титулы.
А король-то — голый! На 99% человек принимает решения и реализует свое поведение на основании гормонально-мышечных мотивов, непосредственно направленных на поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза), сохранение и передачу своего генного кода. Это для пользователя опосредуется максимальным количеством позитивных и минимальным количеством негативных ощущений. В наиболее откровенной форме это заметно в поощряемой князьями генетической склонности черни к простым решениям и простым формам поведения. В течение последнего века вновь активно развилась потребность населения в спорте, когда благодаря эндокринно-мышечным возможностям из толпы претендентов выделяется виртуальный доминант. Народу это льстит: он простой парень, а стал чемпионом мира и миллионером! Значит, в принципе и я могу...
А доминант-то - виртуальный! На 99% его могущество носит сугубо животный характер и в человеческом обществе мало стоит.
Кто же на самом деле является лидерами человечества, столпами его цивилизации?
Не тот, у кого самые большие мышцы. Не тот, у кого самый толстый кошелек. Не тот, у кого самая тройная корона на голове.
Благодаря развитию второй сигнальной системы - речи, письменности, абстрактных систем образов, логических систем, философских построений, нравственных законов, - психосемантическая надстройка в человеке значительно выросла в сравнении с его мясным физическим базисом.
Сугубо информационные взаимоотношения между людьми приобрели в процессе цивилизации особо изощренные формы и технологически усовершенствовались. Возникли книги, телекоммуникации, средства массовой информации, Интернет. Со зверо-человека постепенно слезает шкура, и генетическое стремление вернуться к доисторическому неандерталу с его простыми гормонально-мышечными проблемами путем спортивных упражнений является вялотекущей попыткой компенсировать постепенную утрату реальных физических признаков доминантности (больших зубов, мышц и эрекции). Эта утрата неизбежна в процессе все большей семантизации психики и, следовательно, информатизации общества.
Сточки зрения психоэкологии в последние восемь тысяч лет человек является информационным существом, которое живет в информационной среде обитания. Явно снижается значимость животных признаков доминантности и возрастает роль семантических, информационных факторов.
Кто же на самом деле является лидерами человечества, столпами его цивилизации в отныне информационном мире?
Мне нравится называть их духовными лидерами, богами, гениями, пророками, мессиями.
Мне нравятся Будда, Иисус, Гитлер-Сталин; Исикава Такубоку, Шекспир, аль-Хорезми, Ф.Рузвельт, Моисей, Эйнштейн, Кулибин, И.Бах.
Мне нравится, когда Александр Матросов закрывает собой амбразуру, дабы спасти других людей.
Мне нравится, когда смертный берет на себя все грехи мира и восходит на крест, чтобы ценой своей жизни подтвердить другим людям правильность идеи, в которой он убежден.
Мне нравится, когда животное находит в себе мужество, забыв о мирских заботах, взойти на гору Синайскую, чтобы пообщаться с Богом и донести полученную мудрость людям.
Здесь зверь превращается в Человека.
Никто не помнит о могучем царе Ашшурбанипале. Помнят о пророке Заратустре. Никто не знает о могучем красавце-улане Засядько,(НО из той же войны помнят о жирно-слабеньком Наполеоне, кодекс законов которого и сейчас чтут в его стране.
Никто не знает имени гения, который придумал информационную войну, в одночасье развалившую Советский Союз.
Именно эти люди и являются духовными лидерами человечества. Их слова, все-то слова, к кардинально изменяют всю будущую историю.
Ни один формальный лидер (аятолла, царь, римский папа) ничего материального не производит.
Категория: Мои статьи | Добавил: service-safety (24.02.2009)
Просмотров: 865 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz