Методы у каждого из них — индивидуальные, подчас — очень хитроумные. Например, однажды антикражные ворота сработали, когда мужчина оплатил в кассе буханку хлеба, сырок и банку джин-тоника. Все это он нес в руках, при себе у него не было никакой сумки. При обыске, который провел милиционер, выяснилось, что мужчина был инвалидом — без ноги, а «хранилище» для краденого он устроил в... протезе. Сделав дырку в кармане брюк и отверстие в протезе, он опустил туда 6 баночек с икрой. Небольшая же покупка была нужна, чтобы отвести от себя подозрения.
Так поступают многие «профессионалы». Причем если они выдают себя за малоимущих, то и покупки делают соответствующие. Например, кто заподозрит приличную седовласую женщину с батоном и стиральным порошком в корзинке в том, что она набила карманы баночками с черной икрой?
Другие же «профессиональные» воры, напротив, изображают состоятельных людей: хорошо одеваются, приобретают дорогие вещи. Но при этом сумма, на которую они крадут, всегда превышает стоимость покупки. Вряд ли кому придет в голову установить наблюдение за солидным человеком в очках и с дипломатом или за женщиной, набравшей продуктов на 160 гривен. Но при этом у нее в сумочке вполне могут оказаться несколько неоплаченных наборов бритвенных станков общей стоимостью в 2 раза больше.
А в одном из гипермаркетов Киева произошел случай, который превратился в байку. В магазин пришла полная дама в дорогой длинной шубе. Она обошла множество отделов, рассматривала технику, примеряла одежду, купила кое-что из косметики и собралась уходить, но в этот момент сработали антикражные ворота. Женщина тут же распахнула шубу, под которой обнаружился... пылесос, разобранный по частям. Когда его изъяли и дама попыталась пройти через ворота еще раз, те зазвенели снова. При досмотре оказалось, что в кармане шубы лежали прокладки с защитной этикеткой: именно они, а не пылесос и стали причиной провала этой хитроумной операции.
Многие «профессионалы» предварительно проводят подготовку товара к хищению: приходят, снимают с вещей защиту и уходят, не взяв их. А на следующий день, не вызывая подозрений долгим присутствием в магазине, выносят подготовленный товар. Часто они работают парами: входят в магазин независимо друг от друга, а там действуют так: один избавляется от защиты, а другой выносит товар.
Жертвы соблазна
Так условно называют тех, кого сбивает с пути истинного свободный доступ к товару. Крадут они редко, неумело и, как правило, спонтанно — привлеченные доступностью красивых вещей или вкусных продуктов.
Наиболее часто ими соблазняются дети — причем даже из обеспеченных семей. Как отмечают работники универсамов, начало детских каникул превращается для них в настоящее бедствие. Подростки, не знающие, чем заняться, бродят по магазинам, где обилие свободно лежащих товаров наводит их на мысль о краже. Их внимание привлекают жвачка, конфеты, лимонад, чипсы — все это нужно им не на продажу, а для себя. Чаще всего на подобном воровстве попадаются мальчишки, но случается — и девочки. В универсамах жертвы соблазна не только крадут, но и едят, и даже пьют: вино, пиво, соки... В конце дня продавцы часто обнаруживают в зале пустые бутылки и обертки из-под шоколадок. Но если такого «едуна» удается поймать на месте преступления, его заставляют оплатить «обед».
Одежда является приманкой, большей частью, для женщин, чей возраст колеблется от 14 до 40 лет. Все они объясняют свои поступки тем, что слишком мало зарабатывают, чтобы хорошо одеваться. Метод краж у таких дам один: они берут в примерочную несколько вещей, одну надевают на себя, а остальное вешают на место и выходят. Иногда при этом они пытаются взломать защиту, иногда — нет. Таким образом крадут и костюмы, и платья, но наибольшей популярностью пользуется нижнее белье: случается, что надевают сразу по 5 комплектов.
Уличенные в воровстве, такие женщины часто пугаются и впадают в панику. Например, одна дама надела понравившееся пальто вместо своего и попыталась выйти. Но, услышав сигнал системы защиты от краж, она бросила похищенную вещь, убежала в зал и спряталась.
«Любители»
Данная категория является самой загадочной для сотрудников правоохранительных органов и работников охранной службы. Они, как правило, достаточно обеспечены и могут позволить себе купить даже больше того, что пытаются украсть. Единственный мотив, побуждающий их красть, — это жажда острых ощущений и азарт.
Например, некая молодая богато одетая дама, приехавшая с Украины, в одном из магазинов Петербурга попыталась украсть заколку стоимостью... 12 гривен. Когда же ее уличили, она была готова заплатить сколько угодно — у нее оказалась с собой огромная сумма денег. Как выяснили сотрудники охраны, муж незадачливой воровки работал в таможенных органах, и их семья имела высокий достаток. Зачем она украла дешевую бижутерию, девушка так и не смогла объяснить.
В крупном универмаге Киева милиция однажды задержала молодого человека, укравшего джинсы стоимостью 200 гривен. Когда с ним познакомились поближе, оказалось, что он приехал на «Вольво», а в кошельке у него было 300 долларов и значительная сумма в гривнах. Выяснив это, милиция пережила шок: зачем ему понадобилось красть?
Что же может служить сигналом?
Естественно, в универсаме или универмаге, где одновременно может находиться больше тысячи покупателей, уследить за каждым невозможно. Но охранники знают особые признаки, по которым можно вычислить потенциального вора.
Например, подозрение вызывают люди, одетые не по погоде тепло. Ведь всем известно: чем больше одежды, тем легче спрятать украденное. Но ближе к зиме по этому признаку обнаруживать преступников становится труднее: все одеты примерно одинаково.
Подозрение вызывают также посетители, которые быстро передвигаются по залу, но ничего не покупают или проводят в магазине слишком много времени. Особое внимание при этом нужно уделять шумным компаниям.
Что дальше?
Чтобы уличить человека в краже, необходимо сначала доказать ее факт, — это знают даже дети. Хорошо, если воришка сам признается и выложит всю украденную продукцию: тогда работники магазина просят его оплатить товар и отпускают. Ребенка, попавшегося на краже, задерживают до приезда родителей. Если же покупатель не признается в содеянном, его приглашают в комнату для досмотра.
Как утверждают сотрудники служб безопасности в магазинах, попытки краж происходят каждый день, но многие из похитителей, поразмыслив, отказываются от мысли украсть товар и возвращают его на место. И именно это охрана считает своим главным успехом. Ведь основная цель, ради которой устанавливается самая передовая техника и подбирается надежный персонал, — не поймать как можно больше воров, а предотвратить кражи.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРАЖ ПОСЕТИТЕЛЯМИ
По статистике наибольшим спросом у воров продовольственных магазинов пользуются винно-водочные и колбасные изделия, жевательная резинка, кофе и сопутствующие товары (хозяйственные и парфюмерные). В магазинах, торгующих промышленными товарами, существует тяга к специализированному ассортименту: автозапчастям, строительным товарам и т.д.
В любом случае предпочтение отдается товару мелкому или средних размеров, удобному для выноса с ценой, подходящей либо для продажи, либо для личного пользования с учетом повышения собственного статуса. Например, раньше человек покупал дешевый кофе, а теперь «для дома, для семьи» ворует дорогой.
Так как же предотвратить кражи в магазинах — и прежде всего кражи со стороны покупателей? Этот вопрос был и, к сожалению, остается одним из наиболее острых для работников прилавка.
По мнению генерального директора «Агентства исследования и предотвращения мошенничества» Игоря Чумарина, защититься от воришек довольно просто. Работникам магазинов самообслуживания необходимо лишь придерживаться нескольких основных правил:
-
- Персонал должен быть обучен методам противодействия кражам.
- Обращайте внимание на покупателей в мешковатой одежде или одетых не по сезону, с сумками, объемными пакетами, с детьми, колясками и т.п.
- Требуйте от покупателей оставления приносимых с собой вещей в камере хранения.
- Более тщательной проверке должны подвергаться товары, в которых можно спрятать другие, более мелкие товары.
- Используйте легкоповреждаемые этикетки, наклеиваемые на единицу продукции.
- Не наклеивайте этикетки на крышки банок.
- Размещайте стеллажи с товаром и другое торговое оборудование так, чтобы они не загромождали торговый зал, обеспечивали свободный проход с инвентарем и хороший перекрестный обзор.
- Ставьте стеллажи и прилавки так, чтобы любое место торгового зала просматривалось не менее чем с двух точек.
- Регулируйте высоту оборудования, для дальних и «темных» углов используйте низкую выкладку продукции.
- Не выставляйте дорогостоящие и легкопереносимые товары рядом с выходом из магазина.
- Не выставляйте дорогостоящие товары в торговый зал без надлежащей защиты (замки, сигнализация) и в слабо контролируемое место с плохим освещением.
- Контролеры, работающие в торговом зале, должны располагаться в таких местах, в которых видно не менее чем в двух направлениях.
- Нельзя поворачиваться к покупателям спиной.
- Всем покупателям при встрече взглядами смотрите в глаза.
- Обратите внимание на освещение торгового зала, особенно в дальних углах и в районе расчетных узлов.
- Не загромождайте зал большими рекламными плакатами и информационными стойками.
- Не увлекайтесь зеркалами, они очень рассеивают внимание контролеров.
- Мелкий дорогой товар (чай, кофе, жевательные резинки и пр.) располагайте ближе к расчетным узлам или в наиболее контролируемых местах.
- Эффективно используйте видеонаблюдение. Рекомендуется также устанавливать муляжи видеокамер.
- Используйте ограничители прохода, турникеты, односторонние калитки и др.
- Контролеры должны постоянно перемещаться по торговому залу, а не стоять подолгу в одном месте.
- Планировка некоторых магазинов, например, типовых универсамов, позволяет вести наблюдение сверху. Используйте этот шанс, вывешивайте также объявления о том, что наблюдение за залом ведется с галереи.
- Наблюдение за покупателями должны вести не только контролеры, но и весь персонал, оказавшийся по делам в торговом зале.
- Предусмотрите систему поощрений за задержание покупателей-воров.
- Установите хороший контакт с территориальными органами внутренних дел и службой участковых инспекторов.
А в заключении один совет из опыта американской сети магазинов Target, благодаря которому можно сократить как кражи персонала, так и покупателей. На спине (на одежде) у всех продавцов торгового зала написано «Ask me. I like to help», что в переводе «Спросите меня — я люблю помогать». Вспомните про «откровения бывшего вора». Если покупатель видит, что персонал готов в любую минуту помочь с покупкой или выбором товара, что персонал не занят своими делами, а обращает внимание на покупателей, устанавливает с ним зрительный контакт, то это останавливает его от воровства. А в случае наличия надписи на спине выходит, что у него и на спине глаза, так как надпись психологически означает, что продавец повернется в любую минуту и обратит внимание на покупателя. Ну а персонал, благодаря этой надписи, тоже под большим вниманием покупателей, которые чаще обращаются к нему с вопросами. Таким образом, хороший сервис не только помогает продавать товары, но и способствует снижению потерь
|