В целях обеспечения надежной охраны материальных ценностей конфиденциальных документов и информации, содержащей сведения коммерческого характера, а также своевременного предупреждения попыток несанкционированного доступа к ним устанавливается определенный режим деятельности, соблюдение которого обязательно для всех сотрудников, посетителей и клиентов. Основными задачами организации режима являются:
- предупреждение проникновения в служебные помещения, в охраняемые зоны и на территорию объекта посторонних лиц; - обеспечение порядка вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей и входа (выхода) сотрудников и клиентов. Все помещения фирмы, в зависимости от назначения и характера совершаемых в них актов, действий или операций, разделяются на несколько зон доступности (безопасности), которые учитывают степень важности различных частей объекта с точки зрения возможного ущерба от криминальных угроз. Зоны безопасности располагаются последовательно, от забора на территории объекта до хранилища ценностей и информации, создавая цепь чередующихся препятствий, которые придется преодолевать злоумышленнику.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА
Пропускные документы.
На крупных предприятиях, как правило, устанавливается следующие виды пропускных документов, дающих право прохода сотрудников и посетителей на территорию фирмы, вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей:
- удостоверения -постоянные, временные, разовые, материальные пропуска. На удостоверениях и пропусках проставляются печати, предусмотренные правилами режима, и цифровые знаки, определяющие зону доступности, период их действия, право проноса портфелей (кейсов, папок и др.). Период пребывания сотрудников на территории фирмы в рабочее и нерабочее время определяется руководством с проставлением цифрового знака на удостоверении или пропуске. Образцы удостоверений и пропусков разрабатываются службой безопасности и утверждаются руководством фирмы. Утвержденные образцы удостоверений личности, пропусков, оттисков цифровых знаков, печатей (штампов), проставляемых на удостоверениях и пропусках, списки с образцами подписей руководителей или уполномоченных лиц, имеющих право подписывать удостоверения и пропуска, передаются начальнику отдела режима и охраны под расписку. Полная замена удостоверений и постоянных пропусков производится, как правило, через 3-5 лет. Каждый год производится перерегистрация с проставлением соответствующей отметки. Для перерегистрации, замены или изменения пропускных документов ежегодно по состоянию на 1 января в службу безопасности направляются отделом кадров списки сотрудников с указанием должности, фамилии, имени, отчества и наименования документа с соответствующими пометками (круглосуточно, рабочее время с __ по__ , с портфелем, в какую зону и т.п.). Удостоверения и постоянные пропуска могут выдаваться лицам, не работающим на данной фирме, по отдельному утвержденному руководством списком с указанием учреждения, должности, фамилии, имени, отчества и сопроводительных помет. Эти документы должны постоянно храниться в бюро пропусков (или у уполномоченного лица) и выдаваться посетителю в момент его прибытия. После завершения работы эти лица сдают документы в бюро пропусков.
Образцы бланков пропусков (Приложение 1) разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия. Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке. Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска. Данный пропуск дает право пройти в сопровождении сотрудника организации в служебные помещения организации. Сопровождение обязан организовать начальник отдела(подразделения), в которое прибыл посетитель. Сотрудник, назначенный для сопровождения, прибывает в бюро пропусков и получает пропуск для сопровождения. После завершения работы посетитель сопровождается сотрудником на выход. Выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам. Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта. Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени. Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя. Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета. Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.
Учет пропускных документов.
Учет бланков удостоверений и пропусков, их оформление и выдача осуществляется бюро пропусков, в соответствующих учетно-контрольных документах. По окончании рабочего дня сотрудники бюро пропусков получают от охраны выданные ими разовые пропуска с контрольными талонами к ним и материальные пропуска под расписку в журнале учета разовых и материальных пропусков. Контроль, сличение и подклеивание пропусков к их корешкам производится ежедневно сотрудниками бюро пропусков, выдавшими их в этот же день. Книжки использованных разовых и материальных пропусков с подклеенными отрывными талонами, а также заявки на них хранятся в течение трех месяцев, после чего они подлежат уничтожению соответствующим порядком. Использованные постоянные и временные пропуска уничтожаются по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Для учета документов по пропускному режиму ведутся следующие дела, книги и журналы учета:
- дело с приказами и распоряжениями по пропускному режиму; - дело с заявками структурных подразделений на удостоверения, постоянные и временные пропуска; - дело с инструкциями по пропускному режиму и образцами подписей на материальные пропуска; - дело с актами на уничтожение пропускных документов; - дело переписки по пропускному режиму; - книга учета ежедневного расхода бланков разовых пропусков; - книга учета выдачи удостоверений, постоянных и временных пропусков. Кроме того, бюро пропусков ведет книгу учета посетителей по разовым пропускам.
Печати и штампы.
Для оформления всех видов пропускных документов бюро пропусков должно иметь следующие печати и штампы:
- круглая (диаметр 25 мм) или треугольная каучуковая печать для разовых и материальных пропусков; - круглая рельефная металлическая или каучуковая печать для удостоверений и постоянных пропусков (диаметр 20 мм); - штампы цифровых знаков; - штампы "ПОГАШЕН", "ОБРАЗЕЦ", "ВРЕМЕННЫЙ". В журнале учета печатей и штампов фирмы против оттиска каждого штампа или печати делается описание его содержания и назначения. При замене печатей и штампов на новые старые уничтожаются (оформление актом), а в журнале делается соответствующая запись. На новые заводятся новые графы.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БЮРО ПРОПУСКОВ.
УТВЕРЖДАЮ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР(ГД) ОРГАНИЗАЦИИ ________________ ФИО ГД "______"__________________ xxxx год
ПОЛОЖЕНИЕ О бюро пропусков
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Бюро пропусков является структурной единицей сектора режима, непосредственно подчиняющейся его начальнику. 1.2. В своей деятельности бюро пропусков руководствуется требованиями инструкции по режиму и охране в части режима. 1.3. Настоящее "Положение..." определяет порядок оформления пропусков, их статус и порядок допуска в организацию сотрудников и посетителей. 1.4. Все сотрудники и посетители проходят в организацию по пропускам, установленного образца или по спискам, подписанным руководством организации. 1.5. Ответственность за правильное хранение и своевременное оформление пропусков и списков для прохода в организацию сотрудников и посетителей, организацию сопровождения посетителей несут: сотрудники службы безопасности, а так же те кто пригласил посетителей.
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
2.1. Организация и обеспечение контрольно-пропускного режима. 2.2. Обеспечение сотрудников и клиентов необходимыми пропускными документами. 2.3. Анализ состояния и совершенствования контрольно-пропускного режима. 2.4. Участие в разработке перспективных мероприятий по усилению контрольно-пропускных функций. 2.5. В части обеспечения контрольно-пропускного режима функциями бюро пропусков является строгое выполнение требований инструкции по режиму и охране в части режима пропуска на территорию фирмы (входа, выхода; вноса, выноса материальных ценностей).
3. СТРУКТУРА
3.1.В составе бюро пропусков выделяются следующие штатные должности: - начальник бюро пропусков - старший инспектор по режиму; - помощник начальника бюро пропусков - инспектор по режиму; - дежурный бюро пропусков.
4. ПРАВА НАЧАЛЬНИКА БЮРО ПРОПУСКОВ
4.1. Требовать от сотрудников и клиентов строгого соблюдения установленного контрольно-пропускного режима. 4.2. Проверять правильность хранения и использования пропускных документов. 4.3.Возбуждать ходатайства перед руководством о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допускающих нарушения контрольно-пропускного режима.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Всю полноту ответственности за обеспечение качественного контрольно-пропускного режима несет начальник бюро пропусков.
6. ПРОПУСКА СОТРУДНИКОВ.
6.1 Сотрудникам организации, в зависимости от производственной необходимости, оформляются постоянные или временные пропуска на основании заявки отдела кадров. 6.2.При увольнении сотрудник сдает свой пропуск сотруднику службы безопасности, занимающемуся оформлением пропусков (далее бюро пропусков), о чем делается запись в специальном журнале. 6.3. Бюро пропусков сообщает оперативному дежурному фамилии уволенных сотрудников в день сдачи ими своих пропусков. 7. ПРОПУСКА ПОСЕТИТЕЛЕЙ.
7.1. Посетителям, оформляются пропуска при предъявлении паспорта или удостоверения личности в бюро пропусков. 7.2 Посетителям, прибывшим в организацию, оформляются разовые пропуска белого цвета. Разовые пропуска заранее заказываются секретарями и сотрудниками и подписываются руководителями организации. для работы после окончания рабочего дня, то пропуск сдается на пост охраны. 7.3 Посетители могут допускаться в организацию по спискам, утвержденным руководителем организации или сотрудниками которые имеют право на создание и подпись этих списков. В списке указываются фамилии, имя, отчество посетителя, номер комнаты, в которой он будет работать и кто его сопровождает. После подписания списки передаются оперативному дежурному.
Начальник службы безопасности________________________________ФИО
подпись
Согласовано: Заместитель генерального директора_______________________ФИО
подпись
Начальник Управления по работе с персоналом_______________________ФИО
подпись
Приложение 1
1. ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПОСТОЯННОГО ПРОПУСКА
Примечания: 1. Фотокарточка скрепляется рельефной металлической или каучуковой печатью. 2. Пропуска, выписываемые для представителей других организаций, должны отличаться от пропусков для сотрудников фирмы цветом.
2. ОБРАЗЕЦ РАЗОВОГО ПРОПУСКА ДЛЯ ПРОХОДА КЛИЕНТОВ В ОТДЕЛЫ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) ОРГАНИЗАЦИИ
3. ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ВРЕМЕННОГО ПРОПУСКА
Примечания 1. Пропуск может быть продлен до 3 месяцев. 2. Размер пропуска 6х20 см 3. В первой клетке указывается - отметка о праве прохода по всему пункту пропуска, во второй - место, куда разрешен вход, в третьей - время допуска в пункт пропуска (круглые сутки, до определенного часа), в четвертой - личная подпись владельца пропуска.
4. ОБРАЗЕЦ БЛАНКА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОПУСКА
5. ОБРАЗЕЦ БЛАНКА УДОСТОВЕРЕНИЯ
Примечания: 1. Фотокарточка скрепляется рельефной металлической или каучуковой печатью. 2. Пропуска, выписываемые для представителей других организаций, должны отличаться от пропусков для сотрудников фирмы цветом.
Приложение 2
СПИСОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОДПИСИ ПРОПУСКОВ И СПИСКОВ ДЛЯ ПРОХОДА ПОСЕТИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ:
1.ФИО, должность 2.ФИО, должность 3.ФИО, должность 4.ФИО, должность 5.ФИО, должность
|