Измени отношение к вещам,которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. Марк Аврелий

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [357]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В процессе доставления следует внимательно следить за поведением лица, фиксируя его реакцию на факт задержания. Реакции эти могут быть совершенно различными от полного равнодушия до бурного возмущения "нарушением его прав". Осознавая правильность своих действий, охраннику следует увидеть, что же в действительности стоит за внешними проявлениями задержанного, так как и полное равнодушие, и бурное возмущение могут свидетельствовать об одном - желании как можно быстрее увести охранника с места задержания, например, по той простой причине, что здесь в любой момент может появиться сообщник данного лица с похищенным имуществом.
Фото № 1 Фото № 2
Фото 1.
Придерживание сопровождаемого за руку в районе локтя позволяет эффективно контролировать его. Этот прием имеет существенные преимущества перед удержанием за кисть или за плечо, так как в первом случае сопровожда- емый может легко освободиться от контроля, а во втором - может ударить охранника фактически свободной рукой.
Фото 2.
Охранник прихватывает одежду задержанного в районе локтя и на спине в раине широчайшей мышцы. Подобное сковывание движений задержанного весьма эффективно и создает у него ощущение контролируемости, что помогает охраннику действовать увереннее.

Весьма своеобразным приемом доставления задержанного является выполнение этого действия форсированным темпом, ускоренным шагом или же почти бегом. Подобная тактика охранника действует на задержанного ошарашивающе, не дает возможности сориентироваься и как бы сама по себе не создает условий для возможности спастись бегством.

В процессе сопровождения задержанного в служебное помещение охраны следует задавать ему разведывательные вопросы о его личности, цели нахождения в данном месте, возможных сообщниках преступления и т. д. Необходимо это для того, чтобы иметь возможность сопоставить его ответы на подобные вопросы в служебном помещении. Некоторая растерянность фактом задержания не дает человеку возмож- ности быстро сориентироваться и продумать маскирующие истинные мотивы, варианты ответов.

После доставления задержанного в служебное помещение охраны не следует спешить с составлением акта.

Если задержанный предрасположен к общению, целесообразно в первую очередь опросить его.

Это можно сделать с использованием бланка объяснения (или опросить путем написания задержанным собственноручных показаний) или применения для опроса диктофона, который целесообразно иметь в караульном помещениию.

В практике существует две схемы взаимного расположения опрашивающего и опрашиваемого в процессе отобрания объяснения у задержанного лица Каждая схема имеет отдельные варианты в зависимости от складывающихся ситуаций

В случае отсутствия каких-либо агрессивных реакций задержанного и его готовности к дате объяснения используется первая схема (см. схему № 2).

Схема № 2
Вариант № 1 Вариант 1:
1-стол;
2-старший охранник;
3-задержанный;
4-"линия коррекции"
Вариант № 2 Вариант 2:
1-общая скамья;
2-старший охранник;
3-задержанный;
4 -"линия кооперации"
Вариант № 3 Вариант 3: старший охранник (2) и задержанный (3) сидят на стульях в полуоборота друг к другу и лицом к "центру кооперации" (1), будучи соединенные "линией кооперации" (4).

Варианты расположения опрашивающего и задержанного, указанные на схеме № 2, предусмотрены в тех случаях, когда лицо готово дать правдивые показания и склонно к доверительной и искренней беседе Но так бывает далеко не всегда и в этих случаях используется следующая схема (см. Схему № 3).

Первый вариант расположения схемы № 3 может быть, например, использован в тех случаях, когда задержанный очень возбужден. В подобных случаях усаживание его на стул в центре комнаты на значительном удалении от стола и стен оказывает успокаивающее действие, которое должно дополняться соответствующей тактикой действий опрашивающего (успокаивающими фразами, призывами к благоразумию и откровенности и т.д ). Удлиненная "линия конфронтации" не позволяет задержанному чувствовать реакцию представителя частной охраны и не дает ему неожиданно совершить агрессивные действия.

Второй вариант расположения задержанного и опрашивающего может быть использован как мера поощрения успокоившемуся задержанному и как промежуточное положение, предшествующее переводу в положение кооперации. Это же положение опрашивающего и опрашиваемого применяется при использовании тактических приемов опроса в конфликтной ситуации со строгим соперничеством.

В третьем из указанных на схеме № 3 вариантов используется чуть более длинная, чем в предыдущем случае, "линия конфронтации" и применяются дополнительные психологические факторы. Это могут быть похищенные задержанным предметы и вещи, иные лица, например, другие охранники или работники милиции, которые своим присутствием и вопросами оказывают на задержанного дополнительное психологическое воздействие.

В случае, когда опрашиваемое лицо умалчивает об известных ему обстоятельствах или дает несоответствующие действительности показания, следует учитывать одну особенность, которую подчеркивает А.Р.Ратинов. В частности, он отмечает, что "люди никогда прямо не отвечают на заданный вопрос, они отвечают лишь на то, что, по их мнению, скрывается за вашим вопросом".

В этой связи представителям частной охраны, которым приходится опрашивать задержанных лиц (или своих подчиненных в рамках служебного расследования), должны быть известны основные позиции оценок поведения, высказываний и т.д. лиц, с которыми им приходится сталкиваться (таблица № 1).

Таблица № 1
МАТРИЦА
ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗА ДЕЙСТВИЙ
ИЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДОПРАШИВАЕМОГО (ОПРАШИВАЕМОГО) ЛИЦА


п/п
Позиции оценки
или прогноза
Варианты оценок или прогноза
1 Фактическое обладание информацией 1. Обладает объективной информацией
2. Не обладает информацией
3. Обладает неточной или искаженной информацией
2 Знание об обладании информацией, интересующей субъекта расследования ("умное знание") 1. Знает (осознает), что обладает интересующей субъекта расследования информацией
2. Знает о том, что не обладает подобной информацией
3 Неконтролируемое обладание информацией, интересующей субъекта расслдеования ("глупое знание") 1. Не знает (не осознает), что обладает интересующей субъекта расследования информацией
2. Не знает о том, что не информирован
4 Понимание смысла расследования, сути его вопросов и т.д. 1. Понимает суть действий и смысл высказываний, вопросов и т.д.
2. Не понимает
5 Желание быть искренним во взаимоотношениях с субъектом расследования 1. Желает быть искренним
2. Не желает
6 Возможные проявления понимания смысла и сути (п. 4) и желания быть искренним (п. 5) с учетом дополнительных факторов:
- сомнение в своем понимании
- боязнь показаться понимающим
1. Понимает, но делает вид, что не понимает, т. е. демонстрирует непонимание
2. Понимает, но боится, что может заблуждаться, сомневается
3. Не понимает, но демонстрирует обратное
4. Не понимает, но боится показаться непонимающим (смешным)
7 Фактические проявления во взаимоотношениях с субъектом расследования 1. Сообщает (или будет сообщать): истину; ложь; намеки;неточную информацию. Молчит (будет молчать)

Практикой расследования выработаны следующие требования, которые предъявляются к вопросам задаваемым опрашиваемому лицу:

а) вопросы должны быть краткими, точными в своих формулировках, конкретными, понятными опрашиваемому лицу;

б) задаваемые вопросы не должны содержать в себе подсказки;

в) вопросы не должны быть направлены на "запутывание" опрашиваемого;

г) задаваемые вопросы не должны унижать честь и достоинство или оскорблять опрашиваемого;

д) формулировка вопросов должна исключать возможность двусмысленных ответов на них.

При постановке вопросов они могут задаваться в хронологическом порядке (например, с момента проникновения на охраняемый объект и до момента задержания) или в обратном порядке (например, с целью выяснения искренности ответов на предыдущие вопросы, задававшиеся в хронологическом порядке). В процессе опроса вопросы могут задаваться в разбивку, то есть без прямой или обратной хронологической последовательности.

По своей цели и содержанию вопрос опрашивающего может быть основным, ответ на который проясняет обстоятельства, интересующие опрашивающего, или дополнительным. В процессе опроса задержанному могут также задаются уточняющие, напоминающие и контрольные вопросы.

В зависимости от степени конфликтности ситуаций, складывающихся в процессе опроса, выделяют:

- тактические приемы опроса в бесконфликтной ситуации;

- приемы опроса в конфликтной ситуации с нестрогим соперничеством;

- тактические приемы опроса в конфликтной ситуации со строгим соперничеством.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп тактических приемов.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ОПРОСА В БЕСКОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

В случаях, когда опрашиваемый затрудняется вспомнить какие - то интересующие опрашивающего обстоятельства, необходимо применять приемы помощи в воспоминании забытого, которые основаны на восстановлении ассоциативных связей в сознании опрашиваемого. В подобных случаях используют такие приемы, как "ассоциация по смежности", "ассоциация по сходству", "ассоциация по контрасту" и прием, который именуют "дизассоциация".

Прием "ассоциация по смежности" может заключаться в перечислении опрашивающим фактов или описании событий, которые имели место до начала интересующего события, в процессе его или после его окончания. В результате напоминание смежного помогает вспомнить основное.

"Ассоциация по сходству" используется в тех случаях, когда опрашивающему уже известны аналогичные факты и обстоятельства. Описав их задержанному на объекте, опрашивающий предлагает как бы сравнить реально происходившие события с теми фактами, характеристика которых дана в формулировке вопроса.

При использовании приема "ассоциация по контрасту" происходит совершенно противоположное тому, что было указано в предыдущем случае, то есть опрашиваемому описываются факты, обстоятельства, события, о которых он наверняка не знает, к которым не причастен. Таким образом, оценка опрашиваемым сформулированных в вопросе совершенно противоположных обстоятельств или тех событий, которые наверняка не могли иметь место, может привести к вспоминанию им (или желанию рассказать, если до этого он не был откровенным) того, что действительно произошло.

Прием опроса "дизассоциация" применяется в тех случаях, когда опрашиваемый постоянно отвлекается и "уходит" в описание сопутствующих и второстепенных обстоятельств, не желая говорить о главном. В этом случае опрашиваемый должен жесткими формулировками предложить не отвлекаться на второстепенное (разорвать все ассоциативные связи) и говорить о том, что действительно представляет интерес.

Внимательно наблюдая за опрашиваемым, можно заметить, что иногда он не понимает (или делает вид, что не понимает) суть и содержание вопроса опрашивающего лица. В подобных случаях целесообразно использовать прием "перефраза", то есть переформулировать вопрос более понятными для опрашиваемого оборотами и терминами. Если и после переформулирования вопроса опрашиваемый уклоняется от ответа, то это может свидетельствовать либо о необходимости использовать приемы вспоминания забытого, либо о том, что в данной ситуации более приемлемы приемы преодоления утаивания и разоблачения лжи.

ПРИЕМЫ
ОПРОСА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ С НЕСТРОГИМ СОПЕРНИЧЕСТВОМ

Начальная фаза опроса, в ходе которого предполагается возможность утаивания опрашиваемым существенных обстоятельств или высказывание им ложных заявлений, требует установления между сторонами определенной благоприятной психологической атмосферы. На этом этапе рекомендуется использовать прием под условным наименованием "беседа". Разговор с опрашиваемым ведется на свободную тему. В ходе беседы выясняются некоторые установочные данные, позиции опрашиваемого по тому или иному вопросу, а также иные обстоятельства, которые в дальнейшем могут помочь опрашивающему выбрать правильную линию поведения по отношению к противной стороне.

Когда в ходе разведывательной беседы возникает пауза, критическая ситуация, связанная с пониманием опрашиваемым основного содержания вопроса и т.п., следует использовать прием "разрядка", который заключается в отвлечении внимания и переключении опрашиваемого на иные обстоятельства. Практически прием "разрядка" рекомендуется использовать во всех случаях, когда опрашивающий попадает в затруднительное положение, не знает как правильно ответить на вопрос задержанного или же не может правильно сформулировать свой вопрос.

Тактический прием опроса "настройка", как правило, используется одновременно с приемом "использование положительных качеств опрашиваемого". Оба приема заключаются в настраивании опрашиваемого на дачу правдивых показаний, на признание вины совершенного им преступления, в том числе и с использованием положительных качеств его личности, примеров из его биографии или жизни известных ему лиц.

В случае, когда опрашиваемое лицо начинает откровенно лгать, следует использовать прием "пресечение лжи". В отдельных случаях этот тактический прием следует использовать в комплексе с приемом "легенда". Он заключается в том, что до определенного момента опрашивающий позволяет противной стороне давать ложные показания, не обнаруживая своего понимания данного факта. И только после того, когда ложные показания будут зафиксированы, используется прием "пресечение лжи". В результате, будучи уличенным в ложных показаниях, опрашиваемый становится более откровенным и опасается лгать в дальнейшем.

Для пресечения возможности использования опрашиваемым информации, получаемой от представителя охраны в процессе опроса, в некоторых случаях рекомендуется использовать прием "вакуум" (информационный и коммуникативный). Это может подкрепляться использованием другого ранее рассмотренного приема, обозначенного нами как "дизассоциация". Использование этих приемов не позволяет втягиваься в предлагаемую опрашиваемым тему беседы, пресекает его возможные вопросы об информированности опрашивающего, не дает задержанному возможности отвлекаться на второстепенные обстоятельства, тянуть время и иными способами уклоняться от дачи правдивых показаний.

Рис. 1
Рис. 1. Руки, скрещенные на груди в кулаках, показывают серьезность намерений опрашиваемого защищаться, в том числе и путем высказывания ложных и провоцирующих заявлений
Рис. 2
Рис. 2. Защитная поза: руки сжимают одна другую
Рис. 3
Рис 3. Плотно сжатые руки, свидетельствующие о том, что опрашиваемый попал в затруднительное положение
Рис. 4
Рис 4. Крепко сцепленные руки свидетельству ют о недоверии к вопросам и аргументам опрашивающего, к избранной им легенде опроса и т.д.
Рис. 5
Рис. 5. Касание носа как признак подозрительности, скрытности и готовности к обману
Рис. 6
Рис. 6. Жест раздумья
Рис. 7
Рис. 7. Поза критической оценки
Рис. 8
Рис. 8. Открытые руки, развернутые навстречу собеседнику
Рис. 9
Рис. 9. Поза, позволяющая не показать своего волнения, не выдать напряженного дыхания, дрожащих рук, подрагивания подбородка и иных признаков неуверенности опрашиваемого.

Категория: Мои статьи | Добавил: service-safety (11.01.2009)
Просмотров: 810 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz